Ансамбль казачьей песни «Криница»
Опубликовано в рубрике Медиатека, Музыка 4 Июл, 2014
История ансамбля казачьей песни «Криница» под руководством заслуженного деятеля искусств России, выпускника ГМПИ им. Гнесиных, доцента Владимира Капаева началась в 1994 году на Втором всероссийском гостелерадиоконкурсе «Голоса России», где студенческий коллектив Краснодарской академии культуры стал лауреатом. Департамент культуры Краснодарского края выделил средства для осуществления коллективом профессиональной работы в Центре народной культуры Кубани. Криница — у славянских народов значит чистый источник воды, родник, колодец — живая вода. Ансамбль казачьей песни «Криница» — живой источник народной мудрости, в своем творчестве опирается на многовековой кладезь фольклора и традиций линейных, черноморских, некрасовских казаков Кубани, донских и терских казаков, и сама форма исполнения взята от аутентичных ансамблей, каких на Кубани немало.
Ансамбль казачьей песни «Криница» — это 25 молодых, талантливых, самобытных артистов, которые одновременно поют, танцуют, играют, как в народе, как в жизни — и никто не знает, кто они больше? Певцы или танцоры? Просто они сам народ! Они — правда! За первое десятилетие свое деятельности «Криница» побывала с концертами в отдаленных уголках Кубани, в различных регионах России, выступала на самых престижных концертных площадках Москвы — зал им. Чайковского, концертный зал «Россия», в Кремлевском дворце, неоднократно побывала во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Турции, в 2000 году коллектив был удостоен бронзовой медали Московских международных дельфийских игр. В коллективе выросли талантливые, самобытные солисты: заслуженный артист Кубани Геннадий Томилин, колоритный замечательный артист С. Шугайлов, заслуженная артистка России, педагог по вокалу Ольга Капаева, балетмейстер-репетитор, заслуженная артистка Кубани Таисия Арефьева.
Прошли хорошую сценическую закалку артисты: М. Голубева, Л. Мягкова, О. Дудникова, Г. Сторчак, С. Терехова, О. Медведева, Р. Литовка, И. Сизонец, В. Адаменко, И. Прихидько, В. Голубев, А. Коровенков, А. Мелещенко, В. Сорокин, С. Шевчук, Д. Иванов и другие.
Сейчас в коллективе работает новая плеяда талантливой молодёжи Кубани, среди которых особо выделяются С. Фирсова, М. Горянов, Ю. Горянова, Е. Григорович, В. Лавридис, Ю. Нельченко и другие. Молодость жаждет поиска и способна на эксперимент.
«Криница» живет и дерзает, идет вперед своей трудной дорогой проб и ошибок, но не отрекается от корней, она повенчана с исконно казачьими традициями. Коллектив работает в Краевом государственном творческом учреждении «Премьера» под руководством народной артистки России Татьяны Гатовой.
Второе рождение песен донских казаков
«Песня «Раз, вечор, моя милая», — рассказал Владимир Александрович, — когда-то пришла к нам с Дона, потом затерялась, но была возвращена людям. «Рябинушка» тоже никогда ранее не звучала со сцены, «Гречаныкы», записанная в станице Бриньковской, веселая казачья песня «Як бы в лиси грыбы не родылы». Стоило исполнить любую из них в концерте, как песни становились «шлягерами» в лучшем смысле этого слова. Люди не только принимали их, но тут же, в зале, начинали подпевать. Большое внимание мы старались уделять протяжной песне линейных казаков — тех, что пришли с Дона. Эта часть музыкально-певческого фольклора Кубани оставалась как бы в тени. В свое время, когда я учился в институте имени Гнесиных, мои преподователи по расшифровке фольклора Щуров Вячеслав Михайлович и Хорьков Владимир Иосифович говорили: «Володя, вот ты поедешь на Кубань, ты обязательно откроешь какие-то белые пятна в фольклорных страницах России, но только обращай внимание на те страницы, которые говорят на русском языке». Со временем я не раз вспоминал эти слова, убеждаясь в их правоте. Русские народные песни, пришедшие с Дона, Воронежа, Курска, за долгие годы бытования «окубанились», «оказачились», получился неповторимый музыкальный конгломерат, непохожий ни на центральную Россию, ни на Украину, что-то очень интересное, да еще обогащенное кавказскими гармониями и ритмами. У меня в жизни произошла потрясающая творческая удача. Лет 12 назад я поехал записывать песни и в Белореченском районе, в хуторе Кубанский, в одной семье, за три дня записал 120 песен. Там были три сестры и бабушка, Вера Петровна Волгина, уникальная женщина, старейшая певица, она знает много народных песен, научила им сестер и поделилась со мной. Это все равно, что клад найти. Столько песен интересных, не петых, неразработанных, я до сих пор эти песни аранжирую, «ставлю на ноги» и мы поем их нашем ансамблем. Песня «Черна бурочка» — забытая, заброшенная, но потрясающе интересная. Такой распев! Там один куплет идет больше двух минут. Песня «Про Игнатку» о казачьем атамане Некрасове. Среди песен хутора Кубанский была былина «Спор сокола с орлом», мы, правда, ее еще не пели. Там нам показали и Рождественский обряд. Вера Петровна рассказывала, что ее предки пришли на Кубань с «Хопров», сама не зная, что это за Хопры, где они находятся. Позднее я отыскал, что это находится на реке Хопер, в верховьях Дона. Были среди песен Веры Петровны и протяжные песни, и плясовые, даже хороводные». Так, с казачьих песен хутора Кубанский и ряда черноморских станиц, сложился оригинальный репертуар ансамбля «Криница».