Поливанов и Михайлов.
Опубликовано в рубрике 100 фамилий Рыбной Слободы 22 Апр, 2014
Константин Николаевич Поливанов
Корифей педагогического дела Константин Николаевич Поливанов (1870-1950гг.) окончил Казанскую духовную семинарию. Приехал в с.Бетьки – центр волости. Работал в церкви. В 1903 году в с.Анатыш было открытие храма Богоявления. Во время такого торжества К.Н.Поливанов подготовил выступление хора мальчиков. Представление было волнующим. Об этом писали в общественно-политическом еженедельнике литературного журнала «Волжский вестник». Автор статьи отметил дар и талант педагога Поливанова. Далее Константина Николаевича перевели в Рыбно-Слободскую школу. Сначала он был директором, потом учителем физики и музыки. Он вывел в люди большое количество талантливых, одаренных детей. Одним из них является оперный певец Московского Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов, голос которого был непревзойденным. Оперный певец Федор Иванович Шаляпин высоко оценил способности и талант Михайлова. В 1948 году Михайлову было присвоено звание «Народный артист СССР». Все годы Максим Дормидонтович не порывал своих связей с учителем. Выступая по Всесоюзному радио, он всегда с благодарностью говорил о Поливанове, педагоге из Рыбной Слободы, который открыл и развил в нем талант замечательного певца. Константин Николаевич был интересным, всесторонне развитым, одаренным человеком. Прекрасно пел, играл на фортепьяно, забывая обо всем, слушали его игру на скрипке. Любовь, доброту, мудрость вкладывал он в сердца своих учеников. Очень многие воспитанники Поливанова выбрали себе профессию учителя.
(из книги М.И. Трофимовой «Рыбная Слобода. Живые голоса»)
Максим Дормидонтович Михайлов
Когда говорят о выдающейся культурной элите Чувашии, в первую очередь называют имя Максима Дормидонтовича Михайлова.
Родился Максим Дормидонтович 13 августа 1893 года в деревне Кольцовка Вурнарского района в бедной крестьянской семье. Учился два года в своей деревне, затем перешел в земскую школу, которая находилась в двух километрах от Кольцовки. В понедельник уходил с сумкой за плечами, с хлебом, а в субботу — обратно домой. В земской школе был хор, в котором он пел тогда еще дискантом и был даже солистом.
Однажды в школу приехал брат сельского священника – учитель К.Н. Поливанов. Послушав пение, он увез его к себе в школу в селе Бетьки, что за Казанью. Если бы не этот педагог — большой любитель музыки, первый обративший внимание на незаурядный голос мальчика, то талант Михайлова мог остаться незамеченным и не стал бы достоянием народа. Когда мальчик переходил в последний класс, Константин Николаевич сказал: «Ой, Максимка, знаешь, у тебя прорезался бас. Давай потихоньку его развивать…». К концу учебного года Максим пел уже басом.
Семнадцатилетним юношей Михаил приехал в Казань искать счастья. Две недели ходил в поисках работы, но смог устроиться лишь грузчиком на пристани. Позже его приняли в хор Спасского монастыря, в это же время он стал вольнослушателем пасторских курсов.
Многим был обязан Михайлов профессору Казанского музыкального училища, вокалисту Ф.А. Ошустовичу. Вскоре после первой встрече с профессором в одной из газет, издающейся в Казани, появилась статья под названием «Многообещающий бас Михайлов» (1913). Это была рецензия на первое публичное выступление будущего знаменитого певца. Автора статьи потрясло выступление Михайлова на ученическом концерте, где он исполнил две арии – из оратории Генделя и Варяжского гостя из оперы «Садко», а также песню «Соловьем залетным».
По окончании занятий на пасторских курсах Максим Дормидонтович вынужден был вернуться к культовому пению. Он служил в должности дьякона, затем протодьякона в Уфе, Омске, Казани, а с 1924 года – в Москве (храм Василия Кессарийского).
Низкий бархатный голос Михайлова привлекал внимание всех, кто умел ценить музыкальное дарование. Верующие и неверующие не упускали случая, чтобы послушать песнопение знаменитого протодьякона. Всех желающих его послушать не вмещала церковь, люди заполняли не только паперть, но и тротуары.
Когда Михайлов попал в Москву, мечта о светском пении окончательно одолела его. Он начал брать уроки пения у разных певцов и потихоньку ходил в театр.
Большую роль в творческой судьбе Михайлова сыграли А.М. Горький и А.В. Луначарский. Встречи и беседы с ними круто изменили его жизнь: в 1929 году Максим Дормидонтович оставил службу в церкви и стал певцом в студии радиовещания. А через три года сбылась его заветная мечта – он был приглашен в Большой театр.
7 января 1933 года Михайлов впервые пел партию Варяжского гостя в опере «Садко». Он хорошо справился со своей задачей и имел большой успех у публики.
Михайлов достойно вошел в труппу ведущих оперных певцов Большого театра. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Нежданова, Обухова, Держинская, Борисова, Козловский, Лемешев, Пирогов, Рейзен, Ханаев и другие. Очень хорошо отзывался о нем Ф.И. Шаляпин. Когда его спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве – Максим Дормидонтович Михайлов…Большой театр не обеднел…Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему».
Репертуар певца быстро расширялся. Он пел партии Деда Мороза в «Снегурочке», Собакина – в «Царской невесте», Гремина – в «Евгении Онегине».
Долго и упорно шел Михайлов к образу Ивана Сусанина. Впервые в этой ответственной партии он выступил 17 марта 1939 года, и она, по словам завзятых театралов, явилась высшим творческим достижением артиста. После трагической роли Сусанина М.Д. Михайлов блестяще справился и с комической ролью Чуба в опере «Черевички» Чайковского. «Артист из Чувашии не хуже украинца прочувствовал Украину», — говорил дирижер Н.С. Голованов.
В годы Великой Отечественной войны Максим Дормидонтович был вместе с защитниками Родины – выезжал на фронт в составе концертных бригад, пел в госпиталях для раненых бойцов.
Почти четверть века (1932-1958) звучал неповторимый голос М.Д. Михайлова со сцены Большого театра. Спел он в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. От Мурманска до Ташкента, от Москвы до Сахалина протянулись маршруты его многочисленных гастрольных поездок. Михайлова слушали в 12 странах Европы и Азии.
Не раз бывал Максим Дормидонтович и у себя на родине – выступал в Чебоксарах, в родной Кольцовке. Навсегда запомнилось его исполнение русских народных песен с хором Чувашского радио и заслуженной артисткой Чувашии А.Г. Казаковой (сентябрь 1956 г.). В 1940 году М.Д. Михайлов стал народным артистом СССР, он награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, дважды (1941, 1942) ему присуждалась Государственная премия СССР.
Умер М.Д. Михайлов 30 марта 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме № 15 по улице Горького (ныне ул. Тверская), где жил певец, установлена мемориальная доска. Имя истинно русского певца Максима Дормидонтовича Михайлова навсегда осталось в истории музыкальной культуры России и Чувашии и частичка его души отдана нашей рыбнослободской земле, благодаря народному учителю Поливанову.
В память о выдающемся артисте в столице республики Чебоксарах с 1991 года проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М. Михайлова, на который съезжаются известные певцы из многих стран мира. Непременный участник этих больших музыкальных форумов – внук Максима Дормидонтовича Максим Игоревич Михайлов, солист Большого театра, народный артист Чувашской Республики.