Рыбная Слобода

Опубликовано в рубрике Малая Родина 8 Апр, 2014

Рыбная Слобода

Рыбная Слобода  — посёлок городского типа в России, административный центр Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан. Образует городское поселение посёлок городского типа Рыбная Слобода. Население — 7884 человек (2013). Посёлок расположен на берегу Куйбышевского водохранилища (Кама), в 70 км к юго-востоку от Казани (91 км по дороге).  Рыбная Слобода создавалась как военный острог. В ХVI веке здесь была построена крепость-сторожевая вышка. Около этой крепости возникло поселение пришлых свободных людей, жители которого занимались рыболовством и различными ремёслами. Это поселение из военного острога преоразовалось в промысловое, торговое село — Рыбную Слободу. Оно стало богатым, играло большую роль в производстве и торговле края. Рыбную Слободу вместе с Алексеевским называли «Москвой» и «Петербургом» Лаишевского уезда. Ещё в XVIII веке американцы знали о нашем селе, как центре кружевного производства. Азиатские народы восхищались ювелирными изделиями мастеров-кустарей, умельцев. В Рыбной Слободе хорошо были развиты рыболовство, гончарное, кожевенное, столярное дело и различные другие промыслы. В крае Рыбной Слободы бывали А.Н.Радищев, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Н.К.Крупская, М.С.Бубеннов, представитель России в Европарламенте В.Е.Басито, депутат Государственной думы России О.В.Морозов.  В деревне Зюзино родился и жил со своим другом В.П.Ивашевым декабрист Д.И.Завалишин. О Рыбной Слободе хорошо знал А.М.Горький. Мы гордимся теми кто в годы трудных испытаний встал на защиту Родины. 158 лучших сынов и дочерей нашего села пали смертью храбрых на полях сражений. Гордостью страны в мирное время стали профессор, доктор химико-технических наук, создатель топлива для реактивных двигателей Синаев Константин Иванович, генерал-майор медицинской службы Иванов Николай Константинович, профессор, заслуженный деятель РСФСР, ТАССР, корифей военно-полевой неотложной хирургии Соколов Николай Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор, зав.кафедрой физического факультета Минского государственного университета Кузьмин Владимир Семёнович, генерал-лейтенант, бывший командующий округом ракетно-ядерных войск Северного Кавказа Садовников Лев Сергеевич, генерал-лейтенант, ныне заместитель командующего железнодорожными войсками России по тылу Камалов Хамит Искарович, капитан первого ранга Краснознамённого Тихоокеанского флота Кузьмин Виктор Александрович, чемпион мира по гребле Бухарин Геннадий Иванивич, оперный певец Московского большого театра Михайлов Максим Дормидонтович и многие другие. А сколько орденоносцев, заслуженных деятелей науки, литературы, искусства, врачей, учителей, людей других профессий?! История народа страны, села Рыбная Слобода или деревни сохраняется живой памятью поколений.

 

Геральдика района

 

  Геральдическое описание герба Рыбно-Слободского муниципального района гласит:   «В лазоревом поле золотая рыболовная сеть, спускающаяся пологом   слева и оставляющая свободной правую верхнюю часть щита, и поверх всего – серебряная белуга в пояс, бьющая хвостом».  

Обоснование символики герба Рыбно-Слободского муниципального района.                  

В гербе района отражено его название, а также рыболовство – основное занятие местных жителей на протяжении многих столетий, которое и дало имя району. Центр муниципального образования – село Рыбная Слобода было образовано в конце XVI столетия по указу Бориса Годунова. Слободу построили около острога, созданного для укрепления внешних рубежей государства, на правом берегу Камы. Название слободы «Рыбная» получило от рыболовства, которым занимались здесь с давних пор в широком масштабе и имело промысловое значение. Ловлей рыбы занимались жители многих прикамских селений. Голубое поле щита подчёркивает особую важность для района водных ресурсов. Здесь три реки: Бетька, Ошняк и Шумбут объявлены памятниками природы. Синий, голубой цвет – также является символом чести, благородства, духовности. Ажурное плетение сети аллегорически символизирует ещё и такие традиционные для района ремёсла как кружевной и ювелирный промысел. Рыбнослободские кружева всегда отличались четким рисунком с преобладанием геометрических узоров.

Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Авторская группа:

Идея и автор герба: Пузырьков Василий Александрович. (местный учитель рисования)

Доработка герба произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Оксана Афанасьева (Москва), при участии Михаила Медведева (Санкт-Петербург).  Утвержден решением Совета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан от 13.10.2006 № IX-3. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2632 Внесен в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под № 74

 

Статьи о Рыбной Слободе.

ИЗ ИСТОРИИ

История района уходит в далекое прошлое. До революции 1917 года в районе было 24 села и 90 населенных пунктов. В основном территория образовалась в период завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Основное занятие крестьян было земледелие и скотоводство. Помимо этого жители района занимались рыболовством, было развито и мелкое ремесло. Из дерева делали предметы домашнего и хозяйственного обихода: чашки, ложки, блюда, лохани, сани, колеса, лопаты и многое другое. Занимались плотничеством и слесарным делом. Были в районе и ювелиры. Они изготавливали браслеты, кольца, сережки, кресты. Сбывали их в Средней Азии. Важным занятием было и кружевное дело. До революции в некоторых селах была начальная школа. Детей учил поп. Грамотных было очень мало, 1-2 человека на всю деревню.
Крестьянам жилось очень плохо. Поэтому часто вспыхивали бунты. Они поджигали барские амбары. Так, крестьяне села Масловка подожгли 30 тыс. пудов помещичьего хлеба. Позже крестьяне стали собираться на сходки, где читали запрещенную литературу. Они держали связь с кружковцами других сел. По преданиям известно, что в селах района были пугачевцы. Пугачевские полковники Магсут Гумеров и Бахтияр Канкаев получили пополнение крестьянами нашего района. Крестьянин села Тяб. Челны Рахманкул Руслиев служил полковником у Емельяна Пугачева. Весть о свержение царя пришла из Чистополя. Были организованы комбеды. В ноябре 1917 года была проведена первая демонстрация с лозунгами «Вся власть советам!».
Жители района были активными участниками гражданской войны. Из каждого села на войну уходило по 100-150 человек. Житель села, Русский Ошняк Петр Аввакумович Корчагин служил в легендарной Чапаевской дивизии. В 1918 году по реке Кама проплыла «Баржа смерти» — плавучая тюрьма. Там белогвардейцы пытали, убивали красноармейцев. На барже были и жители нашего района. Коллективизация началась в 1929 году. Колхозное движение началось хотя и робко, но в течении 10 лет заметно окрепло. На фронты Великой Отечественной войны из нашего района ушло свыше 11000 человек, среди них 335 женщин. Вернулись с поля боя только около 5000. Район дал Родине 9 героев Советского Союза. Житель села Верхний Тимерлик Бари Шавалеев повторил подвиг Александра Матросова. Свыше 1500 человек награждены орденами и медалями. Труженики района активно помогали фронту. Свыше 90 тыс. рублей было отправлено на строительство танков и самолетов. Активное участие принимали в этом деле комсомольские и пионерские организации. Учащиеся Кутлу-Букашской средней школы собрали 6260 килограммов металлолома,15000 рублей денег для построения танка от имени школы.

 

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ РЫБНОЙ СЛОБОДЫ//Путь Октября.-1970.-2 июня.

Как помнит старина, наше село Рыбная Слобода много лет назад располагалась в западной части сегодняшнего райцентра. А там, где сегодня размещается территория хлебоприемного пункта, было село Горицы. Несколько рядов приземистых домиков, в каждом из которых жили «серебряки», так называли в ту пору рыбнослободцев за то, что занимались они изготовлением блезиков, крестиков, чулпы, кавказских поясов и через купцов сбывали их, а азиатские страны. Этим ремеслом занимались деды и прадеды, отцы и дети рыбнослободцев. Но славилось село не только блезиками из меди. В камских водах, омывавших его, дивно водилось осетров и стерляди. Из Рыбной Слободы по первопутке рыбу возили в Москву, на боярский стол. А много позже, когда был основан Санкт-Петербург, и была открыта Мариинская водная система, приказчик скупал стерлядь и осетра у потомственных рыбаков Субботиных, Лыловых, Хавановых, Суворовых и отправлял её живую в прорезях (деревянная баржа) в Санкт-Петербург. Пожалуй, этим и только этим занимались селяне, если не считать нескольких семей охотников, которые промышляли в могучих лесах разную лесную живность. Жили рыбнослободцы бедно. Много ли даст тебе купец за бляшки, а за рыбу — и того меньше. Хоть и были у каждого свои наделы земли, но рыбнослободцы сдавали её исполу мужикам из ближних деревень. Сами же селяне грабли в руках держать не могли. Темной и ничего не обещающей была жизнь в этом селе до революции. После революции хотя и не сразу, но изменилась жизнь в Рыбной Слободе. Всех тех, кто занимался изготовкой блезиков, объединяют в артель. Объединяются и кустари, занимающиеся вязанием кружев, изготовкой обручей и т.д.
Л. Хисанова

 

ИЗ ПРОШЛОГО НАШЕГО СЕЛА//Путь Октября.-1993.-20 февраля
Название Рыбная Слобода связано, прежде всего, с названием поселения, свободных, не крепостных ремесленников и торговцев. Эти поселения назывались слободами. В нашем селе никогда не было помещиков и спокон веков здесь проживали свободные люди. Село Рыбная Слобода было царским селом, т.е. оно принадлежало царскому двору. Село было известно не только в России, но и далеко за её пределами своими ювелирными изделиями и великолепными кружевами. В Рыбной Слободе была хорошо развита архитектура. Купцы строили себе дома и лавки, развивались различные ремесла. Впоследствии в свободную слободу пришли рыбаки, и поэтому она получила название Рыбная Слобода. Здесь был богатейших царский запас рыбы. Отсюда рыбу в живом виде доставляли к царскому двору. Основным озером, где разводили молодняк осетровых считалось Царское Садовое озеро на Стрелке. Дань, которую платили жители села, предназначалась только царскому двору. Интересным будет рассказ о старинных зданиях села. К ним относится, например здание бывшей сберкассы(ул.Ленина). Начало его строительства относилось примерно к 1896-1897 годам. Он был построен старостой Захарием Кубаревым. Рядом с домом с большим полуподвалом была выстроена небольшая лавка, которая служила основным источником дохода хозяина. Примерно в 1913 году было закончено строительство этого дома. Дом строился около 16 лет. Захарий Кубарев относился к этому делу очень серьезно, он тщательно обдумывал каждое решение. И, наверное, поэтому, дом простоял почти 100 лет без капитального ремонта.

 

Н.К. КРУПСКАЯ В РЫБНОЙ СЛОБОДЕ//Путь Октября.-1987.-27 июня.

Весной 1919 года Красная Армия ведет тяжелые бои по освобождению территорий Прикамья от белогвардейщины. По инициативе В.Ленина ЦК партии принимает решение о посылке из Нижнего Новгорода по Волге и Каме агитационно-инструкторского парохода в ближайший тыл двух основных фронтов Восточного и Южного. И так, в Прикамье направляется агитационно-инструкторский пароход «Красная звезда». Вот что писал в своих воспоминаниях работавший тогда делопроизводителем комиссариата, житель села Анатыш А.С.Фалин: «18 июля 1919 года вечером около 6 часов на берегу реки Кама собралось много народу, почти со всей волости. И вот показался пароход, который поднимался с Лаишева. При подходе к берегу заиграл на пароходе оркестр. Пароходу была придана двухэтажная баржа, выкрашенная в ярко-красный цвет. На ней бросались в глаза две огромных картины-плаката. Одна изображала рабочего и крестьянина, разрывающих цепи капиталистического рабства, другая -раскрытую книгу в окружении зелени- скрещенные серп и молот-символ нерушимого союза рабочих крестьян. Флаги расцвечивали, крупные плакаты, полотнища с лозунгами дополняли внешнее оформление судна. Мы видели как с парохода нас фотографировали. Потом на берег сошли члены правительства. Один из них рассказал о международном положении. Ему задавали очень много вопросов, он на них отвечал. После нас пригласили на пароход. Там в трюме была выставка «Электричество в сельском хозяйстве». Нам показали ткацкий станок. После выставки нас пригласили посмотреть кино. В нижнем этаже баржи был устроен обширный зал для проведения лекций и демонстрации кинофильмов. Нам показали новый фильм «Советское лекарство». Это о городских купцах, которые физически ничего не делали, и у них не было аппетита. И вот одного купца арестовали и заставили копать землю. Так после этого у него появился аппетит… На другой день члены правительства и Н.К. Крупская пришли в рай исполком. Крупская зашла в отдел народного образования, беседовала с завроно, дала много советов по ликвидации неграмотности в нашем районе. После обеда они пошли в народный дом. Там отобрали книги, которые можно было бесплатно выдавать населению. Кроме этого она выступила перед учителями волости в народном доме, посещала раненых в больнице. Вечером они пригласили нас на пароход. Мне пришлось сидеть совсем рядом с ней- черед одного человека. Она много говорила о народном образовании, о том, что нужно скорее покончить с наследием прошлого- неграмотностью. Рассказывала она просто, по-дружески, убеждала, доказывала, приводила много примеров. В 9 часов вечера мы дружески попрощались с ней, членами правительства и ушли, а пароход отбыл в город Чистополь.» Для отчета в своем комиссариате и для себя Надежда Константиновна вела «Дневник». Она пишет: «В Рыбной Слободе выяснилось, что Комиссариат внутренних дел, не говоря ни слова Наркомпросу, упразднил волостные отделы народного образования и перестал выплачивать жалованье их заведующим, которые ушли в другие места. В Рыбной слободе ушел очень хороший заведующий отделом народного образования. Дело передается в руки учительства, не пользующегося доверием населения.» В Рыбной Слободе население делилось на две части: богатых купцов, выделявшихся на отруба и занимавшихся торговлей, и безземельных, занимавшихся кустарными промыслами, они изготовляли украшения для инородцев: бусы, кольца, прочее. Богачи ушли с белыми, пролетарская часть пошла за красными. Землю отрубников взяли в общественную собственность и дали в пользование безземельным. «Объелись они землей, что называется»,-заметил бывший заведующий волостным отделом народного образования. Они конечно за Советскую власть, наделившую их землей. Настроение учительства меняется в зависимости от приближения белых. Учение ведется по-старому. О трудовой школе учителя ничего не знают. Завтраков не вводили, так как дети в них не нуждаются, а 10 тысяч данные на завтраки, употребляли на ремонт школьных помещений, без чего было бы невозможно занятия в школе. При школе заведены довольно обширные участки земли, которые обрабатываются наемным трудом (дети на обработку земли сами не хотят ходить, и родители их не пускают). Продукты с земельных школьных участков пойдут в будущем (1920год) на кормежку школьников. Население ненавидит слово «школьная коммуна», и когда отдел раздавал детям материю на рубашки, многие родители заявляли, что только при том условии возьмут материю, если детей не будут заставлять работать в коммуне. Между школой и населением нет никакой духовной связи, что рисует уровень учительского персонала. В волости три библиотеки- читальни, не функционирующие летом. Вечерних школ для взрослых нет. В народных домах дают только спектакли. Иногда учителя читают вслух населению у себя в школе.
В. Шурыгин, Р. Гилемханов историки-краеведы.

 

МОЁ РОДНОЕ СЕЛО   (Из воспоминаний старожила села Рыбная Слобода Сергея Васильевича Караганова,1911 года рождения) //Сельские горизонты.-2003.-27 декабря.

В 1552 году Иван Грозный взял Казань. Вскоре после этих событий был издан Указ о том, чтобы жители Центральной России переселились на земли Казанского ханства. В нем были указаны и определенные места, куда они должны были переселяться. Для царя надо было поставлять свежую камскую рыбу. Так на ровном ,удобном месте, где били чистые родники ,было основано новое поселение, которое назвали-Рыбная Слобода. Оно располагалось между двумя оврагами, с обеих сторон били ключи. По данным летописи, найденной в Урахчинской церкви (когда я работал в Урахче в школе я читал эту летопись) из Троицко Урайского монастыря выделили 5 рыбацких лодок, по два человека на лодку -один на корме, обычно мужчина, и один на веслах, обычно женщина. Жили они сначала в землянках, обустраивались, кто как мог. По виду рыболовецких снастей, которые они использовали, мой дядя Степан Петрович Субботин мог определить, что в Рыбную Слободу переселились крестьяне из Рязанской губернии.
Рыбу к царскому столу в те времена возили с специальных суднах. Судно было построено с двойными бортами -в наружном борте до уровня воды были прорези 15-20 см. длиной и примерно 2 см. шириной. Судно так и называлось «Прорези». Между бортами находилась вода, в неё погружали живую рыбу осетровых пород: белугу, осетра, севрюгу, стерлядь.
Рыба осетровых пород заходила в Каму для нереста из Каспийского моря. Поднималась в верховье. Причем поднималась в верховье тоже своеобразно, поближе к морю была белуга, далее осетр, севрюга, выше всех заходила стерлядь почти до истоков реки. Белуга –самая крупная рыба из осетровых. На дне Камы напротив Рыбной Слободы были глубокие ямы, где она останавливалась на нерест. Очень крупную белугу, примерно 75 пудов(а пуд 16 кг.) выловили однажды местные рыбаки. Эта рыба долго таскала 3 лодки, сначала вверх по Каме, потом вниз. В 1927 году Лука Лылов поймал белугу весом 27 пудов. Я сам как-то поймал белугу на 8 пудов (128 кг). Еле затащили её в лодку. Работал я тогда весельщиком у своего дяди Мити. На высоком берегу Камы стояла большая, красивая, двуглавая церковь. Колоколов было 12. Высокий купол имел в высоту 60 метров. На куполах кресты, сделанные из тонкой меди, позолоченные. Мой прадед Андрей был мастером-позолотчиком, мой дед Петр тоже золотил иконы. Из привозили ему даже из других городов. Кресты было видно далеко, даже из Троицкого -Урая, в церкви было 2 попа -Орлов и Соколов. В селе также было 2 церковных общества (общины)-у каждой свой староста, они выполняли функции сельского совета. На звоннице имел право входить только звонарь. Мы мальчишки ходили туда только на Пасху. Так как в этот праздник разрешали входить всем прихожанам. Звонарь был большой мастер. Он мог играть на колоколах различные музыкальные произведения. Самый большой колокол весил около 200 пудов. Язык был больше моего роста. Чтобы произвести первый удар, надо было сначала язык раскачать. Это делали 2 мужика. А потом мог звонить один. От всех мелких колоколов тянулись веревочки. Звонарь брал в каждую руку по 5 веревок. Одну веревку на каждый палец и играл пальцами. Мелкие колокола располагались вокруг главного колокола, выше него, но в разных местах. На колокольню вела винтовая лестница. Внутри церкви было очень красиво. Все стены вплоть до потолка расписаны художниками: иконы, сцены из жизни святых. На полу тоже стояли иконы, подсвечники разной высоты и разных размеров. Свечи отличались по богатству прихожан. Чем толще свеча, тем богаче прихожанин. Некоторые богачи ставили отдельно толстые свечи по 5 см. в диаметре, ставили, где хотели. Например, жил в Рыбной Слободе богатый купец Голицин, он жил на углу улиц Банковская и Советская. Он имел пекарню, ездил по селам и городам с товаром. Привозил много денег. Гулял неделями, напьется, гоняет по улице на лошади, орет песни, хвалится. У него была семья, дети. Когда началось колхозное строительство, его раскулачили в первую очередь, отправили куда-то. Была еще семья Савышкиных, шорников, их после раскулачивания отправили на Урал. С их сыном мы вместе играли. Поп для каждого праздника имел свою одежду разного цвета: черную, белую, желтую (по золото), зеленую. Например, на Троицу риза была с зелеными нашивками, на Рождество-с белыми. Наша церковь была соборной. Эта главная церковь для нескольких церквей. Здесь собирались попы на совещание -соборы. Был при ней церковный староста. Он вел хозяйственные дела. В Рыбной Слободе им был Яков Федорович Уфимцев (Кстати, его брат Сергей Федорович впоследствии разгонял церковь. Он жил рядом с нами, был общественник, но хулиган) Прихожан было много, в праздники даже все на помещались в церкви. Всего в селе было около 200 дворов. От каждого дома хотя бы один человек обязан был приходить сюда. Тех, кто не ходил в церковь, называли безбожниками. Их презирали, с ними не разговаривали. Таких было немало среди молодежи. В бедных семьях дети гнули спину с ранних лет. В праздники молодежь собиралась на улицах, оврагах, водили хороводы, пели и играли. Особенно много молодежи собиралось в Троицу. На Пасху было 5 служб. Накануне в церкви освещали куличи, яйца. На эту службу приходили люди из мелких деревень -Полянки, Брынки, Шиланки. Если ночь была теплая, то многие оставались тут же ночевать возле ограды. В Пасху из церкви выносили плащаницу. Мы, мальчишки приходили смотреть на все службы. Моя мать, Пелагея Петровна, тоже ходила в церковь святить куличи и яйца. Куличи пекли красивые, их украшали, обливали раствором из муки и сахара. Сверху накладывали специальные разноцветные цветочки. Они были сладкие и продавались в магазине. Продавались и специальные краски для яиц. Куличи ели на разговенье после заутрени всей семьей. Приходили утром друг к другу, поздравляли «Христос Воскреси» и садились за стол. Надо было обязательно съесть хотя бы кусочек кулича. По переулкам, оврагам дети и взрослые катали яйца. Бедные не пекли куличей, но таких было мало. Им приносили куличи как гостинцы. Моя мать была очень строга в религии, выполняла все законы и обычаи. Религиозные праздники справляли всегда. В Троицу церковь украшали ветками березы. Это был второй престольный праздник в селе. Его отмечали в июне. В это время уже давно ходили пароходы. На нем, приезжали те, кто уехал из Рыбной Слободы в другие места. Моя тетка Елена, по мужу Осипова,(муж тоже был из Р.Слободы) жила в Нижнем Новгороде. Была богата. Она приезжала на Троицу, привозила всяких подарков всем родным, никого не забывала. Привозила платки, ткани на платье, пряники, конфеты, урюк, орехи, всякие сладости. Помню ,она привезла мне складной ножичек с костяной ручкой. Сама она была нарядно одета как барыня, платье было на ней длинное, юбки широкие, пышные. Церковь в Троицу украшали горящими огоньками. Из глины делали плошки, на них наливали сосновую смолу. Плошки располагали на наружной стене, вокруг, через плошки пропускали специальный шнур, который быстро горел. Его зажигали, огонь бежал по шнуру, в плошках смола загоралась, получалось очень красиво.
Народу собиралось очень много. Девушки и женщины в нарядных разноцветных платьях. На головах у них были платки, а у богатых шляпы. На улицах района жило много богатых и состоятельных рыбнослободцев. В церкви пели в два хора мужской и женский. Руководили ими специальные люди. Пели очень хорошо, душевно. Мужским хором руководил дьякон. У попа было 2 помощника, мальчишки из богатых семей. Женщины пекли просвирки, следили за порядком в церкви, помогали попу. На Горице (где сейчас ХПП) было кладбище, там была деревянная часовня, которая могла вместить 30 человек. Там проходили службы, отпевания. На этом кладбище была похоронена моя мать. На северной окраине Рыбной Слободы была Базарная площадь. На ней и проходили знаменитые базары (Это место где сейчас стоит здание администрации). Базары были богатые. Каждый из близлежащих к нам районов имел свой базарный день. Например, во вторник был базар в Сабах, в среду -в Алексеевском. У нашего села базарным днем был понедельник. Базар был большой, на него съезжались из многих мест и районов. Кто торговал на базаре постоянно, строил будки, ларьки, некоторые просто ставили столы. С северной стороны базар был огорожен, здесь же были ворота из длинных жердей. Рядом находился дом сторожа, который базар охранял. Товар привозили из многих мест, но было много и местного товара. Лошадей оставляли обычно в начале ряда. Каждый товар продавался в определенном ряду. Ряд овощей, ряд картофеля, муки, мяса и тд. Также по рядам располагались и промышленные товары -ткани, шорный, головные уборы, посуда. Посуду из глины делали в Дон –Урае — чашки, тарелки, горшки, крышки, кувшины, блюдца. Сверху покрывали её глазурью из жидкого стекла. Для привлекательности посуду разрисовывали разноцветной глазурью, обжигали её, она становилась как стеклянная. Делали посуду в с. Шумково, там был и кирпичный завод. Продавали и мебель местного производства -табуретки, столы, стулья, в том числе и плетеные скамейки, диваны, столы, комоды, буфеты, шкафы, сани, кошевки. Кошевки делались из прутьев ивы и собой они представляли что-то вроде открытых карет. Их обшивали рогожей (для богатых войлоком), спинки у них были высокие, садишься в неё и проваливаешься как в перину. Для дальних поездок кошевки делали теплые, с брезентовым покрытием, чтобы скрыться от дождя и ветра. На лето делали тарантасы. Продавалась всякая одежда -шубы, пальто, тулупы. Мух использовался всякий, но в основном овчина. Заяц был дешевым, лиса -дорогим мехом, волка использовали редко. Была очень удобная мужская одежда-бекеша из овчины. До пояса её шили как пальто, ниже были широкие полы, со сборками, как юбка. Была она очень теплая, удобная. В обычной шубе тяжело ходить, ноги заплетаются в полах, а в ней за счет широких пол ходить было легко. Были ряды и модной одежды для женщин. Её шили жившие в селе две модистки. Были специальные торговцы игрушек. Продавали много всякого украшения-кольца, броши, бусы, для татар -монисто, блездики (браслеты). В Рыбной Слободе было много ремесленников «серебряков»-так их называли. Они делали украшения из серебра, жили в верхней части села. Некоторые делали специальную жидкость, в которой в азотной и серной кислоте держали растворенное серебро и золото. Этой жидкость покрывали медь. Наши соседи Хавановы были «серебряками», а также Индейкины, Тюрины. Золотых дел мастера были мой прадед Андрей и дед Петр. Хотя дед был больше рыбак. Мой отец, Василий Степанович Караганов, родился и жил до 15 лет в Рыбной Слободе. А дед Степан Андреевич был кустарем-одиночкой по изготовлению украшений -колец, сережек, браслетов и тд. Отец в 15 лет выехал в Нижний Новгород на ярмарку. Там он нанялся к купцу Дьякову из Стерлитамака. Купец был лесопромышленником и имел два магазина: скобяной и тканей. Отец работал у него вначале конторским мальчиком, а затем дослужился до управляющего (приказчика). Он вел бухгалтерию, был счетоводом, кассиром, лесозаготовителем, полномочным представителем владельца завода. На заготовкой он полностью руководил заготовкой леса. Лес сплавляли в Стерлитамак и перерабатывали на срубы, доски, брусья. Словом, на пиломатериалы, используемые для строительства.  Каждое лето отец приезжал в Рыбную Слободу, где он познакомился с Пелагеей Петровной Субботиной, будущей моей мамой. Они поженились, когда отцу было 21 год.
У отца было два брата -старший Алексей и младший Сергей. Алексей уехал раньше Василия из Рыбной Слободы в Нижний Новгород. А Сергей остался жить здесь. После революции руководил первой комсомольской ячейкой. Мой дед по матери кроме рыболовства был золотых дел мастер, изготавливал золотые вещи из материала заказчика, покрывал серебром и золотом ризы на иконах для церкви и для частников. После революции отец стал директором завода, который ранее принадлежал Дьякову. Все богачи после революции уехали за границу. Уехал и хозяин.
В Рыбной Слободе наш отец купил домик, где наша семья жила летом, когда мы приезжали в отпуск. Домик и сейчас стоит на углу улиц Почтовой и Крупской (раньше эта улица называлась Мокрой).  Умер отец в июле или начале августа 1921 года. Это был страшный год, голодный. Холера косила людей. От неё он и умер, болея всего два дня.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ // Путь Октября.-1967.-1 ноября.

1907 год. Дореволюционная Рыбная Слобода. Жители её занимались в основном городским ремеслом. Хлебопашество не было развито. Одним из их занятий было изготовление кустарями-ювелирами металлических украшений (браслеты, броши, серьги и тд.). все это затем вывозилось и продавалось в Средней Азии. Царское правительство, видя, что в Рыбной Слободе много таких кустарей -одиночек, решило объединить их, создав художественно -ювелирную школу.
И кто бы мог подумать, что много лет спустя, после революции в бывших зданиях и мастерских этой школы будет основана сначала профтехшкола, которая до 1932 года готовила кадры для колхозов, а затем была открыта машинно-тракторная станция, или сокращенно МТС.
ЗАЛОЖЕНА В 1932 ГОДУ.
Строительство МТС было начато после того, как в январе 1932 года было издано постановление наркомзема, а затем и райисполкома об организации в Рыбной Слободе машинно-тракторной станции. Меня пригласили на работу в МТС в качестве агента поручений, если говорить это сегодняшним языком, я был оформлен заведующим по хозяйственной части. В мои обязанности входило: осуществлять закупку всего строительного материала для МТС. Помню, возить кирпич мы начали ещё по зиме из Новых Салтаней. Его изготовляли кустари. К весне навозили много. А когда в марте-апреле растаял снег, то оказалось, что кирпич -то лежит на болотистом месте. Пришлось выбирать новое место для строительства мастерской, выше первого. Первым директором нашей МТС стал присланный к нам из наркомзема тов. Кильдин. Правда, до него был ещё один, но он проработал лишь 1,5-2 месяца. Кильдин был очень умный и обладающий хорошими организаторскими способностями руководитель. Благодаря его кипучей деятельности и помощи, которую нам оказал МТСстрой при наркомземе, стройка двигалась споро. Одновременно со стройкой МТС уже вела предпосевные работы, готовясь к севу 1932 года. В мае к нам пришли первые 15 тракторов марки «Интер». Это были колесные, 30-и сильные машины .Из них на посевную было организовано 8 тракторных бригад. Трактористов срочно обучали на курсах, организованных при МТС. Это были самые лучшие и добросовестные колхозные парни. Уже летом бригады показали себя в работе. У них была самая высокая выработка и большая экономия керосина. Это отмечалось и в проверках, организованные комиссиями из наркомзема СССР. Где-то летом 1932 года в МТС пришли первые молотилки БТО и сложные молотилки МК-1100. Они неплохо зарекомендовали себя в работе. А наши первые машинисты — Чиганаев из Николаевки, Василий Павлов из Урая -давали по 2,5 нормы. Осенью того же года мастерские были отстроены. Правда, по проекту они должны быть длиной 80 метров, а отстроили только 24. Потом постепенно их достраивали. Строительство МТС, надо сказать, велось в очень трудных условиях. Стройматериалов не хватало, лес сплавляли по воде. Исполком райсовета дал указания колхозам помочь нам в вывозке леса. Транспорт был один — лошади. Осень 1932 года, выдалась, как помню, очень дождливой и холодной. Наши трактористы в таких условиях работали в поле. Тогда ещё не было, конечно, вагончиков, жили под брезентом. Но всегда у них было горячее питание. Бывало так, пожалуется, кто из бригадиров директору МТС Кильдину о том, что трактористов не накормили обедом. Кильдин тут же садится на лошадь, едет в поле, разыскивает виновных, и механизаторы получают обед. В те далекие тридцатые годы мы работали напряженно. Не было в МТС постоянных кадров.
РОСЛА ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
А годы шли за годами. Мастерские каждый год достраивались, обживались и территория вокруг них: вырастали помещения для хранения машин, запасных частей, поступала новая техника. В конце 1934 и начале 1935 года наша мастерская пополнилась тракторами «ЧТЗ». Первыми эту марку освоили Баландин из Бетьков. Первые комбайны пришли к нам осенью 1934 года- машины марки «Виндровер» с шириной захвата ножа 6 метров. А год спустя пришли 2 первых «Коммунара». Первый, кто сел за комбайн, был молоденький паренек Ваня Барабанов. Сейчас он работает в Казани в Госавтоинспекции. Через 2 года МТС уже имела на вооружении 30 «Коммунаров». Благодаря высокой выработке наших комбайнеров МТС в тот год заняла второе место по республике. Тогда же на весь район прославилась своим мастерством женщина-трактористка Гайша Маннанова. И она заслужено получила орден Трудового Красного Знамени.
Перед самой войной к нам пришли прицепные комбайны «Сталинец-6». В те годы трактористы, да и мы сами не знали праздников и выходных дней, работали, не считаясь со временим.
В 1933 году МТС получила 10 тысяч рублей (в старых ценах) на организацию нового отдела-политического, а при нем женотдела, руководила которым жена Кильдина-Каюмова. Она проводила многогранную работу среди женщин. При политотделе издавались газета, редактором которой был Михаил Бубеннов, впоследствии ставший известным советским писателем. А за книгу «Белая береза» ему была присвоена Государственная премия.  Политотдел руководил всей агитационно-массовой работой. При его участи очень хорошо проходили проводы бригад в поле. Тогда было так: бригады весной уезжали на сев, возвращались лишь осенью после подъема зяби. Проводы были торжественными. Механизаторы получали напутствие от представителей исполкома райсовета, МТС. И люди после этого работали с еще большей энергией.
НАШИ ЖЕНЩИНЫ.
Грозный 1941 год не обошел стороной и наш МТС. Почти все мужчины ушли на фронт. А на мирном фронте борьбы за хлеб остались одни женщины и дети. Директора МТС менялись чуть ли не каждый месяц, постоянного руководства не было. А снабжать население хлебом надо было. В те годы были организованы первые женские полеводческие и тракторные бригады. Женщины делали все: выращивали овощи и хлеб, пахали зябь и обрабатывали почву весной, возили лес. И они выдержали. После победы вернулись мужчины. Они заменили женщин на машинах. Стала поступать и новая техника . Жизнь становилась с каждым годом все лучше и спокойнее.
С.Субботин (пенсионер, бывший работник МТС)

 

ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ — 55 ЛЕТ// Путь Октября.-1979.-26 апреля.

В апрельские дни 1924 года в Рыбно-Слободской школе была создана детская организация юных пионеров имени В.И. Ленина. Созданию её предшествовала большая работа комсомольцев, учителей среди школьников. Первой пионервожатой была комсомолка Валентина Павловна Субботина. В начале в пионерский отряд вступило всего лишь 35-40 мальчиков и девочек, причем это были не 10-и летние ребята, а 13-14 летние ученики. Вступая в пионеры, перед своими товарищами, мы дали торжественное обещание честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных ленинцев. Валентина Павловна вместе с нами пела пионерские песни, проводила веселые игры, доходчиво рассказывала нам о новой счастливой жизни, о мероприятиях Советского государства по улучшению условий жизни народа, детей. Мы внимательно слушали свою вожатую. Всё для нас было новым. После её бесед мы чувствовали себя увереннее, старались быть лучше. Пионеры были примером для других школьников. Некоторые на нас смотрели с завистью, ибо родители их находились под влиянием церкви и не разрешали своим детям вступать в пионеры. Дисциплина, организованность для юных ленинцев были обязательным условием в налаживании работы пионерского отряда. На пионерские сборы мы приходили вовремя. Часто в летние дни строем, с песнями под барабанную дробь в майках, трусах, на груди с алыми галстуками проходили по улицам села. Работа пионерской организации проводилась по плану, который вывешивался в школе для всеобщего обозрения. И все это благотворно сказывалось на воспитании учащихся, росте рядов пионерской организации. Из года в год растут её ряды. Позднее в школе был уже не один пионерский отряд. Вожатыми их были лучшие комсомольцы. Какая это была удивительная, незабываемая, памятная пора детства и юношества! И эти годы остаются лучшими в моей жизни и большинства первых пионеров Рыбной Слободы, вступивших в ряды комсомола.
З. Челякова (ветеран пионерии)

 

РЫБНАЯ СЛОБОДА // Путь Октября.-1987.-3 сентября.

История нашего села неотделима от истории нашей страны. Начну с ХV1 века, со времени первого упоминания о Рыбной Слободе. Ученый прошлого века Г.И. Перетятников, написал о том времени в книге «Поволжье в ХV-ХV1 веках» в 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани перестало существовать Казанское ханство. Бывшее царство обладало довольно обширной территорией и масса земель, находившихся в его власти, стала подчиняться Русскому государству. Ценными были не все земли, а лишь те, что могли доставлять государству определенный доход. На первом плане стояли земли, уже обработанные и населенные, с которых государство могло получить доход или оброк-это слободы, села, деревни и тд. Они чаще находились на местах, лежащих недалеко от городов, либо на путях, с которыми в то время происходили сношения и торговля. Слободой назывались селения, где жили в прошлом служилые и посадские люди. Слободы возникали главным образом около городов. Население в них раньше занимались каким-либо трудом, отсюда их название Царское правительство, стремясь защитить своих подданных от набегов ногайцев, построило Лаишевский острог(1557г.) и Анатышский перевоз, который было поручено сторожить крестьянам ближайшей деревни, названной Сторожевой. Но эта мера правительства, вероятно, была недостаточной, тк. В конце ХV1 века в этих местах построили два острога, один из которых находился на берегу Камы, а другой на речке Бетьке, два острога были деревянными и имели по пять башен с тремя острожными воротами. Насколько эти острога достигли цели, ради которых были воздвигнуты, можно судить по довольно значительному населению, находившемуся в этих местах. Около острога, что на берегу Камы, раскинулась большая слобода, получившая наименование «Рыбной»-от промысла, которым занимались её жители. О выходах этого занятия в здешних местах и о зажиточности населения слободы может свидетельствовать не только величина оброка, платимого отдельными членами этой общины, но так же и то, что была церковь с теплой трапезной, с образами, с книгами и медными колоколами, церковной пашни не было, -священники и клирь жили приходом. В Слободе находилось 69 дворов крестьянских оброчных, плативших в государеву казну за рыбу 49 рублей, 26 алтынь, 4 деньги, было семь лавок, которыми владельцы торговали безоброчно. Некоторые крестьяне-13 человек, составляли из себя особую общину, кроме рыбной ловли, занимались пахотой. В неё входили Василий Фёдоров-Карачеев, Иван Трофимов, Микифор Архипов и другие. Так как земля была покрыта лесами, они расчищали и в конце 16 столетия о них сказано «пашут своей росчисти 32 чети в поле, а в двух потому ж безоброчно до государева указа». Рыбная была дворцовою слободою, и в ней находилось «государево садовое озеро», сделанное крестьянами, которые «рыбу в озеро сажают и стерегут и из озера рыбу вынимают». В конце ХV1 века царь Борис Годунов велел мерщикам описать все пустоши и порожние земли на Государя, и эта местность также была описана. Стачало здесь стали селиться из дворцовых сел белодворцы(ремесленники),а в последствии- рыбаки, обязанные ловить рыбу на Государя и платить оброк. Кроме этих оброчников в ХV1-ХV11 столетиях в окрестностях Рыбной Слободы ловить рыбу никто не имел особого распоряжения.
О названии Рыбной Слободы существует два мнения. Вот гипотиза ученого-филолога Г.Ф.Саттарова. Об этом он пишет в книге “Ни очен шулай аталган?” (Почему так названо?), в которой он предполагает, что по- видимому, на местности села Рыбная Слобода изначально была татарская деревня, где жили люди, которые существовали за счет ловли рыбы. Так и русское название Рыбная Слобода произошло от татарского Балык Бистесе путем калькирование (дословного перевода). Далее Саттаров отмечает, что еще до времен Бориса Годунова, когда здесь поселились вначале дворцовые крестьяне и ремесленники, а только потом, (видимо, здесь упоминается ловля рыбы для казанских ханов) рыбаки-поселенцы. В названии Рыбная Слобода есть еще один интерсный момент, требующий внимания. В этом названии имеет место термин “бистэ”, употребляемый для обозначения городской окраины и образует устойчивое словосочетание, указывающее на его соотнесенность с рыбой (Рыбная Слобода). Означает ли в этом словосочетании слово “рыба” живность, обитающую в воде? Не употреблялось ли это слово в древнем тюрском языке в другом значении? Если учесть такие факты, как, рыба не может строить слободу, и рыбаки, которые жили здесь не продавали рыбу в своем селе, а отправляли в ханский дворец, то выясняется, что первая честь словосочетания не связана с рыбой. Если же название селу было бы дано в честь проживающих здесь рыбаков, то тогда оно называлось бы “Рыбацкая Слобода” если предположить, что первая часть топонимического словосочетания “Балык Бистесе” есть в древнем тюрском языке, слово балык (валуд), обозначающее понятие город (например, Бишбалык), то возникает тесная логическая связь между компонентами этого сочетания. Тогда сочетания “балык бистесе”означает “городская слобода”. Саттаров предполагает, что ранее на месте этого села была древняя городская слобода.
Д. Галиуллин

 

ЮВЕЛИРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

РЫБНАЯ СЛОБОДА// Путь Октября.-1987.-31 октября.

В Казанской губернии ювелирным промыслом занимались татарские и русские ювелиры. Русские ювелиры жили только в Рыбной Слободе и в отличии от татарских не изготовляли изделия в технике бугорчатой скани. Известно, что кустари-ювелиры из Рыбной Слободы принимали участие в оформление соборов и палат Московского Кремля. Ювелиров, которых в селе называли серебряками , в 1886 году насчитывалось до 150 человек. Работали они преимущественно семьями, хотя иногда принимали одного-двух работников. Главным предметом производства было изготовление серег, браслетов, колец, украшений на кушаки и тд. Все эти изделия сбывались преимущественно киргизам Уфимской и Оренбургской губерний, отправлялись на Нижегородскую, Мензелинскую и Ирбитскую ярмарки. Большая часть изделий продавалась татарам. Кроме этого изготавливались кресты, которые развозились удмуртам, марийцам, чувашам. В 1886 году в Казани на ремесленной и сельскохозяйственной выставках было выставлено большое количество изделий рыбнослободских ювелиров. Двадцать три умельца были награждены похвальными листами, среди них:Хавановы, П.С.Марточкин, Ф.Скворцов, А.Е.Семендин, С.В.Казаков, О.П.Ярочкин, К.Тюрин, С.Я.Блинов, Ф.И.Еремин, Е.М.Богомолов, Фадейчев и другие. В «Отчетах и исследованиях по кустарной промышленности в России»(1895г.) С.А.Давыдов пишет, что производство металлических изделий в Рыбной Слободе существовало уже в то время, когда селение это принадлежало царям казанским, так как вещи, изготовляемые серебряками, имели характер восточных изделий. С водворением же в Слободу русских белодворцев, чеканка браслетов, блях и т.п. представляя выгодное занятие перешло к ним и с тех пор стало как бы специальностью жителей. Это мнение подтверждается тем, что большая часть изделий служит для украшения головных уборов, шеи, рук и одежды, употребляемые восточными народами. К тому же подобное украшения имеют различные инороднические названия, например, «чулпа»-украшение для косы, «блезик» -браслеты, «ачак» и «рупея»-украшения для груди и т.п. ювелиры быстро приспособились к требованиям рынков, знали, что пользуется спросом у киргизов, татар и чувашей. Образцы для украшений привозили с собой торговцы, хотя кустари и сами придумывали рисунки для своих изделий, также на основе старых украшений разрабатывали новые украшения. Кустари-серебряки села разделялись на литейщиков, чеканщиков, наборщиков и цепочников. Самым распространенным было литейное ремесло. Литьё проводилось примитивным способом, как практиковалось в любой деревенской кузнице. Отделка состояла в шлифовке изделий обыкновенными подпилками, если нужно- производилась спайка. Для шлифовки перстни клали в бочку, наполненную битыми черепками, которую вращали по 14-16 часов. Затем черепки в бочке заменяли мелкими голышами (дресвой) и бочку опять вертели по 5-6 часов. Для чеканки на большом столе укреплялась доска с примазанным к ней варом листом жести, латуни или меди. Кустарь при помощи бородков и молоточка выбивал рисунок. Работа очень утомляла глаза, т.к. работали при тусклом свете керосиновой лампы. Наборщики представляли самую трудолюбивую часть серебряков, их работа в высшей степени кропотливая. Наборщики изготавливают самые тонкие ювелирные изделия. Работа состоит в наборе в заранее изготовленные формы разных рисунков из проволок. Проволочки спаиваются, и получается изделие ажурной работы. В 1891 году в селе было 4 торговца, занимающихся скупкой металлических изделий, два из них имели бакалейную и мелочную лавки. Скупщиками были Иван Мордочкин и Захар Кубарев. Обороты сельского старосты Мордочкина(фирма существовала с 1880 года) доходили до 1000 рублей в год, причем на него работало до 30 человек, включая женщин и подростков. У него были торговые связи с заграницей, например искусственный сердолик и другие камни он выписывал из Австрии, отправляя изделия в Германию и даже в Америку. На основании партии изделий он отправлял в столицы. Кубарев (фирма существовала с 1902 года) материал закупал преимущественно с московских фабрик, и также из Берлина. Изготовленные местными мастерами вещи он посылал иногда и заграницу. В 1908 году через московских агентов им отправлено на 500 рублей товара в Лондон. Общая сумма его годового дохода доходила до 500 рублей. В 1894 году, благодаря небольшой ссуде, выданной кустарям Министерством Государственных имуществ и земледелия на очень льготных условиях, открыта было общественная лавка кустарей. Цель этой лавки — освободить кустарей от местных скупщиков и доставлять серебрякам материалы по возможно дешевой цене. Скупщики, стремясь препятствовать этому делу, долгами ограничивали участие кустарей в общественной лавке, и её цель не была достигнута. Успехом пользовались ювелирные изделия Рыбно- Слободских мастеров на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге в 1902 году. Большой интерес они вызвали у актеров театров Петербурга и Москвы. Многие музеи пробрели изделия для своих коллекций, средние учебные заведения приобретали их для наглядного ознакомления с особенностями восточного орнамента, его рисунка и формы. Отмечалась простота, оригинальность, дешевизна этих изделий. В 1909 году в Рыбной Слободе открылось специальная художественно-ремесленная школа, что находилась в каменном здании( ныне детский сад сельхозтехники). Под руководством специалистов преподавалось рисование, применительно ремеслу учеников. Это школа была связана с графическим отделением Казанского художественного училища и в ней, будущие ювелиры и кружевницы обучались составлению орнаментов, развивали художественный вкус. Постепенно, не выдержав конкуренции с фабрично-заводскими изделиями промысел начал приходить в упадок. После революции состояние промысла ещё сильнее ухудшилось. Гражданская война лишила кустарей рынков сбыта, уменьшился спрос на эту специфическую продукцию. Эти обстоятельства, вместе с затруднениями по получению сырья, а также отсутствие помощи в выборе современной тематики привело к тому, что рыбно-слободские ювелиры забросили это дело. Наделение кустарей землей способствовало занятию их сельским хозяйством. В конце 30-х годов в селе работал кооператив- артель «Ювелир». В довоенные годы промысел постепенно исчез и после войны не возобновлялся. Изделия рыбно-слободских кустарей хорошо представлены в Государственном музее ТАССР, музее изобразительного искусства ТАССР и этнографическом музее Казанского государственного университета.
Д. Галиуллин.

 

ЮВЕЛИРНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА // Путь Октября.-1988.-6 декабря.

У Александра Павловны Хавановой на столе отлитое из свинца, несколько потускневшее от времени изображение стерляди. Это-память о школе художественных промыслов, работавшей в нашем районе в 1938-1941 годы. Изображение этой рыбы отлил и подарил Иван Курочкин, преподававший в данной школе. Рыбно-Слободские ювелиры почти не занимались выполнением отдельных заказов. Они предпочитали продавать свои роскошные изделия на ярмарках оптом или через торговцев-посредников. Использовали в работе более дешёвые металлы: бронзу, медь, латунь, серебро. Для украшения использовали завозимые из Бухары цветное стекло, бирюзу и кораллы. Особого мастерства требовало от умельцев изготовление изделий из тонкой крученой проволоки. Павел Кузьмич Хаванов как раз и занимался этим делом, требовавшим особого художественного вкуса — был мастером по филиграни. Сделанный им филигранный стакан на Московской выставке получил высокую оценку, был удостоен премии. А после революции ювелиры объединились в артель по изготовлению предметов украшения восточных народов. Затем она была преобразована в артель «Металлоизделий», в этот период председателем артели был Николай Блинов, затем Александр Чванин. Мой отец вместе с Дмитрием Капитоновичем Обольцевым, Алексеем Александровичем Килигиным, а также собравшимися из села 50-60 мужчинами, работали в артели жестянщиками, медниками, мастерами по филиграни, -рассказывает Александра Павловна. Редкой красоты творения серебряных дел мастеров Прикамья — кольца и броши, накосники и браслеты, кавказские пояса распространялись не только в Средней Азии и Сибири, но и в зарубежных странах. Изготовляя предметы национального украшения для татар, киргизов, казахов, чувашей, марийцев эти ювелиры опирались на древние традиции по обработке металла, оставшиеся еще от булгар.
У каждого умельца был свой метод работы и он хранился как семейная тайна. Это было источником существования. А когда в Рыбной Слободе открылась школа художественных промыслов, была образована артель, ювелиры начали обучать этому делу и других.
Ювелирный промысел у нас получил бы дальнейшее развитие, если бы не грянула война. Артель распалась, школа художественных промыслов была закрыта, мастера ушли на фронт.
После войны артель возродилась. Но ювелиров уже не было в живых. Нашлись только кузнецы по холодной обработке металлов. Так в Рыбной Слободе ювелирное дело приостановилось. Прекрасные творения умельцев сейчас хранятся лишь в музеях, в частности в Татарском музее изобразительного искусства.
Р.Гарифуллина

 

 АМЕРИКАНЦЫ ОТКРЫВАЮТ РЫБНУЮ СЛОБОДУ //путь Октября.-1987.-18 июля

Сегодня Книгу истории Татарии мы откроем на странице «Кустарные промыслы» и отыщем на ней рассказ о Казанской научно-промышленной выставке 1890 года, работавшей с 27 мая по 28 сентября в самом центре города-на Николаевской площади, в Державинском саду и на Черном озере.  В ремесленном отделе посетители обыкновенно долго стояли у стеклянной витрины с кружевами мастериц Рыбной Слободы, кружевами привезенными в Казань «госпожой Данаутовой и выставленными от её имени». Семь лет спустя некий М. Констианский в книге «Участие Казанской губернии на 15 Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года» напишет: «трудно доискаться, кем и когда заведены эти ремесла, но производство кружева служит населению, у которого нет полевых работ, большим подспорьем в экономическом отношении» а ведь верно: те земли отписаны ещё Борисом Годуновым для целей собственного рыболовного и охраны Анатышского перевоза через Каму. В «Дозорной книге» 1621 года Слобода отнесена к дворцовым селам. Для защиты от набегов башкир и ногайцев городок имел в 17 веке четыре пушки и одну затинную пищаль. Ну а пахоты на 270 ревизских душ было всего 25 десятин. Если мужчины могли зарабатывать поначалу рыболовством да прогоном судов(бечевые и бурлацкие тяги) на Каме, то женщины, переселенные сюда преимущественно из Новгородской губернии, существовали лишь издревле знакомым мастерством плетения кружев. До 60-х годов 18 века работа, как свидетельствует тот же М.Констанский, шла исключительно для местного потребления по старинным однообразным и к тому же переколотым- испорченным сколкам(узорам). Помещица Донаутова выучившись плетению сама, сделала новые, «правильные» сколки и расширила дело. К 1890 году в селе уже работало до двухсот кружевниц- из 450 человек, постоянно здесь живущих. Материалы для промысла-нитки белые и суровые- приобретались в Казани. Сбыт готовых изделий шел хорошо: Слободские кружева спрашивали в Москве и Петербурге. Даже из Америки приходили заказы. Причем из тамошних музеев.
Работы шли круглый год без остановки. Промысел понемногу распространился на соседей. Про такие села Лаишевского уезда, как Троицкий Урай и Горицы, вскоре слившиеся со Слободой, я уже не говорю, а вот в Полянках на Донаутову работало 10 семей из 57 да в 60 семьях Анатыша было без малого 130 кружевниц. А в сельце Нырты Мамадышского уезда плетением кружев были заняты чуть не все 300 дворов. Но сельцу тому и повезло больше. Имена его мастериц и в каталогах означены, и награды вручены им персонально. Вот пожалуйста: малые серебренные медали Комитета выставки 1890 года получила Феврония Башкирова и Мария Севастянова «за весьма хорошую и со вкусом выполненную работу кружев». Бронзовую медаль получила Христина Бусарева. Похвальным листом отмечена Анастасия Майорова. А вот имена мастериц, делавших узорное чудо, удостоенное высшей награды выставки- Почетного отзыва,так и осталось неизвестнымы. Ради оценки качества кружевной продукции прикамцев стоит, наверное, упомянуть и такой факт:2 июля 1896 года на Нижегородской выставки были сделаны подношения августейшей паре, в числе которых 10 аршин кружев работы Марии Орешниковой из Рыбной Слободы и воротник с накидкой работы ныртинских мастериц Анны Башкировой и Прасковьи Зотеевой. А что же мужчины? Чем они представляли свой край на выставке?
Рыбнослободцы- мужчины пленили всех своими серебряными изделиями. Восемьдесят кустарей слободы производили в год изделий на 35 тысяч рублей. При этом надо помнить, что их колечки, цепочки и брошки шли очень дешево(одно колечко к примеру, оценивалось от 3 до 9 копеек). Единственным из рыбнослободцев, занятым далеко не копеечным делом, был Сергей Стрелин. Он выделывал для среднеазиатских конновладельцев сбрую с украшением сердоликом и камениями. Из Казанской губернии изделия Рыбнослободских кустарей шли в основном в Сибирь и Среднюю Азию. Вот там за кольцо из работы давали целого верблюда. Это не анекдот, а подлинный факт, взятый из книги Н. Казем-бека «Общественная лавка кустарей с.Рыбная Слобода» Труд литейщиков, чеканщиков и наборщиков был тяжел: многочасовая тонкая работа, шедшая при свете керосиновых ламп, неминуемо вело к слепоте. Близорукие мастера носили очки «самого сильного номера». Приведу лишь один штрих из ремесленной практики: «цепочник» за день набирал- кольцо в кольцо- по шесть аршин цепочки. В один её аршин «шёл» всего по 8 копеек. По тому и работали мастера в долг скупщиками, хотя и зарабатывали по 120 рублей в год. Общественная лавка, открытая на кооперативных началах, лишь частично выручала мастеров. Тут стоит отметить, что в 1909 году в Рыбной Слободе открылось училище-мастерская золотых и серебряных изделий. Ученики её успешно освоили старые, традиционные изделия и, обученные рисованию карандашом и красками, сумели создать новые. Особенно красивыми были их эмали. Словом пошли изделия Рыбнослободцев по России, Европе и Америке. Вот тогда американцы и открыли для себя Рыбную Слободу с непонятным для жителя любого континента удивлением и восхищением.
Б.Ерунов

 

БОЛЬНИЦА

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ // Путь Октября- 1986.-20 декабря.

В 1922 году в Рыбной Слободе было открыто первое стационарное лечебное учреждение на 10 коек. Инициатором этого дела и основателем больницы был фельдшер И.П. Молгачев. В последующие годы внесли большой вклад в развитие системы здравоохранения района врачи Б.Ц.Перельман, Г.С. Гордеев. В 1951 году в район прибыл высококвалифицированный специалист Валерий Иванович Иванов.

 

БРАТЬЯ БАКИРОВЫ//Путь Октября.-1966.-6ноября

Их нет в живых, они расстреляны белогвардейцами осенью 1918 года, но память об участниках революционных боев на Каме народ свято чтит.
…В семье Бакировых было восемь детей: пять сыновей-Семен, Иван, Михаил, Петр, Константин и три дочери. Жили тяжело, но дружно. Рано умер отец. Ребятам самим пришлось добывать хлеб.
Семена призвали на действительную службу в царскую армию. Ушел, а домой не вернулся: тиф, разразившейся в стране, скосил его. Иван и Михаил уехали на заработки в город, а Петр и Костя остались дома, в Рыбной Слободе. Великий Октябрь, шквалом прокатившейся по России, принес долгожданную свободу. Петр Павлович Бакиров стал членом комитета бедноты, председателем был избран Алексей Караганов. Горячо взялись бедняки за работу. Не смолкал говор в комитете ни днем, ни ночью. Село спало, а в комбеде расположившемся по соседству с аптекой на центральной, или как тогда называли, Большой улице, далеко за полночь горела керосиновая лампа. Здесь горсточка рыцарей строила планы счастливой жизни. В доме у Бакировых теперь стало всегда многолюдно. Сюда часто заходили: Т.А.Гончурин, Д.С.Бекеев и другие. Это были первые организаторы новой жизни на селе, жизни без угнетения и эксплуатации.
Нашли своё место в строю и другие братья: Михали-стал красным комиссаром, а Иван работал на Ижевском оружейном заводе. Цель жизни четырех братьев была определена-верно служить делу революции. 1918-1919 годы. Время тревожное. События тех лет не прошли и мимо Рыбной Слободы. Белобандиты, высадившиеся здесь осенью 1918 года, расположились в одном из зданий на Набережной улице. Тут был штаб. Яростно засвистели нагайки. Беляки раскали повсюду, хватая коммунистов и тех, кто перешел на сторону революции. А в это время в Рыбно Слободском комбеде встретились все братья Бакировы. Приехал Иван и Михаил. Здесь же возле Петра Павловича был и Константин. Предполагалось отпраздновать такую встречу. Пришли друзья комбедовцы Никандр Тюрин, Петр Блинов, Алексей Караганов и многие другие. И вдруг под окном: «Ребята, уходите! Белые идут!»-пришлось прятаться. Петр, Михаил и другие укрылись в эту ночь в Большой Осиновке, некоторые спрятались на чердаках и подвалах. Удалось скрыться и Константину. В эту ночь арестовали Ивана. Он в последний раз оглядел отчий дом, попрощался с матерью, подбадривая её: «Ничего, мама, скоро увидимся»…И ушел. А на утро взяли возвратившихся их укрытия Павла и Михаила. Их арестовали на площади, куда белогвардейский отряд согнал всех жителей села, и отправили сначало в Лаишево, а оттуда в Елабужскую тюрьму.
Каждую ночь из камеры брали от 10 до 30 арестованных, будто бы к судебному приставу или на допрос. Брали на рассвете и обратно никогда не возвращали. Их расстреливали. Находившейся там же Т.А.Гончурин, чудом оставшейся в живых, записал тогда в своем дневнике:
…Из нашей камеры взяли шесть человек, среди которых три брата Бакировых. За ними пришли раньше обыкновенного. Мы думали, что ещё явятся за другой партией, но не пришли больше.»
Их расстреляли белогвардейцы в темную сентябрьскую ночь.
«…ЭТО НАДО ЖИВЫМ!» // Путь Октября.-1987.-21 июля

После публикации материала о братьях Бакировых сведения о их жизни продолжают накапливаться в районном музее. Директор музея Шурыгин В.И. отыскал родную сестру Бакировых- Софью Павловну Юрлову и их племянника Михаила Константиновича. Их письма помогла приоткрыть завесу многого неясного. Из письма С.П. Юрловой: «…Когда в Рыбной Слободе организовали сельский Совет, депутатами избрали моих братьев — Петра и Константина. Подросла сестра Шура. У нее как-то собрались все братья. Вечером пришел староста Фокин и сказал, что в селе белые. А потом арестовали Ивана, Михаила, Петра. Константина по молодость не тронули. Продержали братьев в Рыбной Слободе неделю. Мать ходила к белым, просила отпустить сыновей. Но они в ответ смеялись, что твои дети – большевики и ждет их веревка. На следующий день арестованных отправили в Лаишево. Мать каким-то образом прознала, что повезут «баржу смерть» из Лаишева в Чистополь. Она договорилось с рыбаками, напекла много пирогов и поехала ночью встречать баржу. Они её встретили и передали еду конвойным и просили сказать братьям Бакировым, что это от их матери. Когда лодка отчалила ,мать слышала, как смеются над ней белые… …Из Чистополя Бакировых отправили в Елабугу. Петя уговаривал братьев бежать. Но старшие братья знали, что это невозможно. А когда их стали расстреливать, Петр сделал попытку к бегству, но успел добежать лишь до забора, где и был застрелен в упор.
Об этом рассказал матери солдат, который приехал к ним после освобождения. Он передал ей пиджак и шляпу-все, что осталось от сыновей…» В своем письме Софья Павловна рассказала также о тяжелой личной судьбе и о судьбе последнего из братьев Бакировых –Константина. О жизни своего отца рассказал и Михаил Константинович Бакиров, проживающий в настоящее время в Боровске Калужской области. Из письма М.К. Бакирова: «… Отец приманил активное участие в гражданской войне. Только чудом ему удалось избежать смерти в 1918 году. После войны он работал в исполкоме, в торговом отделе. Участвовал в организации колхоза в Рыбной Слободе. Но к сожалению, он быстро распался, так как не было настоящих крестьян (даже запрягать лошадей не умели). Когда началась Великая Отечественная война, отца на фронт не взяли, у него была язва желудка. Призвали его в 1943 году, а в 1944 году он пропал без вести. Возвращался из Могилевского госпиталя в свою часть, но до части не доехал…»

 

БРАТЬЯ БАКИРОВЫ//Путь Октября.-1987.-12 мая.

Их называли первыми — братьев Бакировых. Они были первыми среди установивших советскую власть в Рыбной Слободе, «Братство» -поражаешься силе и глубине слова. Родство по крови и убеждению — что может быть прочнее этого? … Елабужская тюрьма. Сентябрьская ночь 1918 года. Надзиратель открыл дверь камеры и прочитал фамилии вызываемых на допрос. Каждый из арестованных знал, что люди шли на расстрел. Один из братьев Бакировых подошел к своему земляку Т. Гончурину и негромко сказал: -Тимофей, сейчас нас расстреляют. Вот, возьми одеяло, подушку, тебе еще пригодится, может останешься жив. И попрощавшись, три брата Иван, Михаил и Петр вышли. За ними следом увели двоих из Спасского затона, старика из Лаишева. Проходя по гулким коридорам тюрьмы, каждый думал о своем. Молодой парень в последнюю минуту всё ещё надеялся: «Может не на расстрел, может и вправду допрос? Для расстрела вызывали позднее». Каждый из братьев, наверное вспомнил свою трудную жизнь. Быстро промелькнуло в сознание детство, молодые годы, первая мировая ,годы борьбы. Иван видел свою короткую жизнь. … Шумно было в доме, скучать не приходилось, кроме него в семье четыре брата и три сестры. Отец умер рано, и пришлось самим зарабатывать на хлеб. Вскоре старшего -Семена призвали в царскую армию. Так и не увидели его больше, принесли похоронку: «Умер от тифа». Чуть повзрослев, уехал Иван с Михаилом на заработки. Младшие Петр и Костя остались дома за старших. В 1918 году судьба вновь свела братьев в Рыбной Слободе, уже убежденными большевиками, закаленными в боях. Иван был рабочим Ижевского оружейного завода, Михаил-комиссар станции Крамовка Самаро-Златоустовской железной дороги. В то время Константин, демобилизовавшись из царский армии, начинает работать с ними в комиссии по борьбе со спекуляцией в Рыбно-Слободском комитете бедноты. Участвовал в работе и Михаил. Комитет, председателем которого был Алексей Караганов, находился по соседству со старой аптекой на центральной улицу(ныне перекресток улиц Ленина и Аптечная). Занимались распределением хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, оказывали помощь местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишек у кулаков. Они постоянно поддерживали связь с комбедами других сел. Из Анатыша к ним приходили Т.А. Гончурин, Д.С.Бекеев и другие. Сними, сообща они вели борьбу против кулачества. Михаил вспоминал последние месяцы. Как прибыл в Рыбную Слободу отряд белогвардейцев, во главе с поручиком Мамонтовым, как кулаки предъявили ему список активистов и начались аресты. Находившихся в комбеде братьев Бакировых, Никандра Тюрина, Петра Блинова, Алексее Караганова предупредили о приходе белогвардейцев. Укрылись на чердаках в подвалах.
Первым арестовали Ивана. Утром жителей Рыбной Слободы согнали на площадь, среди них оказались Петр и Михаил. Братьев посадили на пароход и отправили в Лаишево, а затем на «барже смерти» в Елабужскую тюрьму. Белогвардейский офицер нервничал, у городу приближалась Красная Армия. Он махнул рукой… и раздались выстрелы. Не стало трех братьев, но их дело продолжал последний -Константин Павлович Бакиров. Белогвардейцы пытались провести мобилизацию военнообязанных, но в Мурзихе вынуждены были распустить их, узнав, что Красная Армия в Казани. В октябре 1918 года эти военнообязанные были призваны в ряды РККА. Все явились на Лаишевский сборный пункт. К.Бакиров и сына расстеленного Корчебокова оставили служить в караульной роте. Затем рота сражалась против Колчака на участке Алексеевск -Новошешминск. Т.Гончурин, вернувшись, домой, рассказал о смерти Бакировых. Он долго хранил вещи, оставленные ему братьями, как память о погибших товарищах.

 

В СТАРОМ РУССКОМ СЛОВАРЕ// Путь Октября.-1992.-26 декабря.

РЫБНАЯ СЛОБОДА  —  Богородское село… первыми поселенцами его, вероятно, были рыбали, доставляющие рыбу ко двору казанских царей. В конце ХV1 века при царе Борисе Годунове местность была отписана на государя. Сначала здесь стали селиться из дворцовых сел ремесленники, а впоследствии рыбаки, обязанные ловить рыбу на государя. В расписании губерний и городов, в 1708г., Рыбная Слобода показана в числе дворцовых сел. В ХV11 в. здесь был затинный городок для охранения границ.… В 1725 г. имелось 4 пушки и затинная пищаль. Ныне в слободе 2233 жителя, 271 двор, церковь, еженедельно по понедельникам базары, которые особенно отличаются по привозу хлеба… Занятия жителей состоят в торговле и промыслах. При слободе находится пристань, с которой в 1865 г. отпускалось 31845 пудов на 12476 рублей». (Географическо- статистический словарь Российской империи./Ред.П.П. Семенов (Семенов-Тянь-Шанский).-т.4)